О Павле Берсневе

Берснев Павел Валерьевич — кандидат философских наук, член Русского географического общества, член Союза писателей Санкт-Петербурга, руководитель международного клуба этнографических путешествий «Курандерос» (https://curanderos.club)** заместитель председателя комиссии по изучению стран Латинской Америки, Испании и Португалии Русского географического общества, генеральный директор Центра гуманитарных исследований и культурных инициатив*** (http://culturaanimi.ru), автор ряда книг по религиоведению, этнографии и антропологии: «Шаманизм в Новом Свете», «Священный Космос Шаманов. Шаманские традиции с древности до наших дней», «Лабиринты ума: книга медитация», «Мистики и маги Мексики. Мифы, ритуалы и духовные учения шаманов-мараакаме из мексиканского племени уичолей», «Пути и тропы шаманизма в Латинской Америке», «Мексиканский шаманизм: мифы, ритуалы и верования уичолей», «Мифы и ритуалы народов Южной Америки: шипибо-конибо» и другие.
Книги Павла Берснева основываются на материалах экспедиций в Латинскую Америку, в том числе в перуанские регионы: департаменты Укаяли и Лорето, Куско, Пуно, Мадре-де-Диос и др., а также экспедиций в Колумбию (2011 г.) в департамент Путумайо, Эквадор (2009 г.) в регионе Ориенте и др.), этнографических исследований и интервью с шаманами и лидерами автохтонных этнических групп шипибо-конибо, кечуа и уичолей в Латинской Америке, включая интервью со старейшими шаманами: эквадорским шаманом племени кофан Альберто Грефа Кета (Alberto Grefa Queta), старейшим колумбийским шаманом Тайтой Керувином Кетой (Taita Querubín Queta)****, шаманом-курандеро из племени шипибо-конибо Антонио Муньосом Диасом (Don Antonio Muñoz Díaz) и Марсиалем Нунта Майнасом (Don Marcial Nunta Maynas) и другими.
Под эгидой Русского географического общества Берснев П.В. организовал и осуществил десятки научно-исследовательских экспедиций в страны Латинской Америки (Перу, Боливия, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Мексика), занимаясь полевыми этнографическими исследованиями среди индейцев различных племен в тропических лесах Амазонии, собирая сведения о мифологии, обрядах и ритуалах коренных народов этих регионов.
Научно-исследовательский подход Павла Берснева базируется на методологии этнографического религиоведения*: религиоведение в свете данных этнологии, этнографии и культурной (социальной) антропологии. Особое внимание в своих исследованиях Павел Берснев уделяет различным формам архаических культур, традиционным духовным практикам (архаические техники экстаза, медитация, шаманский транс, измененные состояния сознания, народные методы врачевания и др.), этноботанике, этнопсихологии, этномедицине, мифоритуальному сознанию, явлению неошаманизма и интеграции сакральных знаний коренных народов мира, древних духовных традиций и современных научных достижений.
П.В. Берснев также занимается популяризацией антропологических и религиоведческих исследований Латинской Америки. Участник ряда теле- и радиопередач (в том числе, на Радио России), посвященных путешествиям и изучению древнего наследия народов мира. П.В. Берснев выступает с докладами в Штаб-квартире Русского географического общества («Путешествие к амазонским шаманам», «Перу: по следам древней цивилизации Инков», «Колумбия — Путешествие в страну сокровищ», «Перу: география, история, культура» и др.), читает курсы лекций «Психология религии», «Архаические практики врачевания как истоки современной психотерапии» и др.
* Этнографическое религиоведение представляет собой научную дисциплину, которая опирается преимущественно на этнографические источники, использует письменные и археологические материалы как вспомогательные, исследует мифоритуальные и религиозно-мифологические феномены в контексте этнической культуры.
Основные объекты изучения: традиционное мифоритуальное мировоззрение различных этнических групп, религиозно-мифологические синкретические комплексы и их влияние на мировую культуру.
Особое внимание этнографическое религоведение уделяет возникновению новых синкретических (хилиастических, профетических и т. п.) культов и религиозно-мифологических комплексов, в большинстве своем возникших на постколониальных территориях.
Взаимодействие с другими науками: история религий, этнопсихология (социальная психология этнических групп), культурная антропология.
В России идеи этнографического религиоведения были заложены трудами этнографов С. М. Широкогорова, Л. Я. Штернберга и В. Г. Богораза.
** Клуб Курандерос (https://curanderos.club, http://curanderos.ru) — этнографическое сообщество, объединяющее исследователей традиционных культур, древних цивилизаций, методов духовного врачевания, этномедицины, религиозных верований, сакрального искусства, архаических психопрактик и техник экстаза, этнопсихологии, духовной жизни , мифов, ритуалов и обычаев коренных народов.
Одно из основных направлений деятельности Клуба Курандерос — изучение целительных практик перуанских шаманов в амазонских джунглях и Андах, мексиканских шаманов в горах Западной Сьерры-Мадре, пустыне Вирикуте и на полуострове Юкатан. В программе исследований — включенное этнографическое наблюдение, церемонии с аутентичными шаманами. Знакомство с традиционной духовной и материальной культурой, религиозными верованиями и жизнью коренных индейцев и других этнических групп Латинской Америки.
*** Центр гуманитарных исследований и культурных инициатив (http://culturaanimi.ru) — научно-просветительский проект, посвященный вопросам междисциплинарных антропологических исследований. Основные темы исследований: изучение и сохранение культурного и духовного наследия традиционных культур мира, экологическое просвещение, исследование сознания человека.
**** Тайта Керувин Кета (Taita Querubín Queta) — старейший колумбийский шаман XXI века, проживший 111 лет (1913 – 2024), из племени кофан обитающего в бассейне реки Путумайо на территориях «зоны роха» (zona roja), буквально «красная зона». В Колумбии так называют зоны боевых действий на линии фронта между Революционными вооруженными силами Колумбии (Армия народа, или ФАРК — Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia) и правительственными войсками.