Происхождение фамилии Берсенев

Происхождение фамилии Берсенев. Берсень. Сень Бера (Защита медведя)

Тайна фамилии Берсневых …

Исследование истории возникновения фамилии Берснев открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.

Фамилия Берснев принадлежит к древнему типу славянских семейных имён, образованных от мирских имён – личных прозвищ.

Традиция давать человеку индивидуальное прозвище («мирское» имя) в дополнение к имени, полученному при крещении, сохранялась на Руси вплоть до XVII века. Большую группу среди мирских имён составляли именования по названиям растений. Эти имена долго использовались в качестве прозвищ, а в некоторых семьях даже становились традиционными.

К числу подобных именований относится и личное прозвание Берсень, основой для образования которого послужило старорусское название плодового кустарника, известного в наше время как крыжовник. Как дикорастущее растение крыжовник распространён во многих местностях северного полушария. На Руси его окультурили и стали разводить в монастырских садах с XI века, намного раньше, чем в Западной Европе. Причину, по которой могло быть дано прозвищное имя Берсень, в наше время можно только предполагать. Обладатель прозвания Берсень мог быть, к примеру, любителем поесть ягоды берсеня – крыжовника, или же он мог иметь «колючий» характер, ведь кусты крыжовника славятся своей колючестью. Могло быть присвоено мирское имя Берсень и младенцу, любящими родителями в его переносном значении – «сладкий, ягодка». Но наиболее вероятная версия происхождения имени Берсень связано с защитными качествами крыжовника. Колючие ветви, как лапы могущего становится свирепым медведя, защищают своих детей — сладкие ягоды. Отсюда и Бер-сень — то есть Сень Бера.

Какова бы ни была причина присвоения мирского имени Берсень, оно на Руси известно издавна. В архивных грамотах упомянуты, например, думный дворянин Иван Никитич Берсень Беклемишев (?–1525), новгородский житель Берсень Беглецов Шишмарев (конец XV века), душеприказчик И.М. Олферьева Иван Микитин Берсень (1518), боярский сын в Торжке Берсень Негоновской (1585) и многие другие.

Иван Никитич Берсень-Беклемишев — русский дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III. Прославился в том числе своими беседами с Максимом Греком. В работе «Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек» Василий Осипович Ключевский пишет: «Самым близким гостем и собеседником Максима был Иван Никитич Берсень, с которым он часто и подолгу сиживал с глазу на глаз».

Интересно, что далее Ключевский обращает внимание на фамилию Ивана Никитича: «Берсень находился в это время в немилости и удалении от двора, оправдывая свое колючее прозвище (берсень – крыжовник)».

Иван Никитич Берсень-Беклемишев был сторонником старины, «дедины». Осуждал «западников». Великого князя Василия критиковал за приверженность к Греции. Также был сильно недоволен положением дел в политической ситуации того времени ( то есть в XVI в.): «Про здешние люди есми молвил, что ныне в людях правды нет». Как отмечает Ключевский, Иван Берсень был сторонником философии политического консерватизма, человеком, радеющим за процветание России через сохранение и поддержание старинных традиций, а не путем приглашения иностранных советников из числа греков.

По доносу Максима Грека Ивана Берсеня арестовали и затем казнили. Зимою 1525 года Берсень был обезглавлен на Москве-реке.

До сих пор историческая память хранит имя Берсеня.  Сохранилось название одной из кремлевских башен – Берсень-Беклемишевская башня Кремля (также известна как Москворецкая) — название происходит от двора Берсень-Беклемишева, который в конце XV века был расположен внутри Кремля поблизости от башни. Боярин Иван Берсень-Беклемишев был казнён в 1525 году.

Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов -ов/-ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являются притяжательными прилагательными, образованными от имени либо прозвища отца, причём, как правило, от той формы имени, которой его привычно называли окружающие. По этой модели от мирского имени родоначальника Берсень и была образована фамилия Берснев.

Необходимо отметить, что в зависимости от ударения, не нормированного для фамилий в русском языке, эта фамилия звучала как Берсенев или Берсеньев (с ударением на втором слоге), либо Берсенёв, но на письме это не передавалось, поскольку буквы «ё» в старину не было, она появилась лишь в 1783 году. Однако долгое время употребление «ё» было необязательным, и со временем возникли двоякие варианты написания многих слов, через «е» и «ё». Самый редкий вариант фамилии — Берснев.

Очевидно, что фамилия Берснев имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших родовых именований, свидетельствующих о многообразии путей появления русских фамилий.

В Москве есть Берсеневская набережная. Начинается от Каменного моста. Там палаты Аверкия Кириллова и храм Николая Чудотворца 16 века. А названа набережная так потому, что в 15-16 веке здесь были сады-огороды и росло много крыжовника. В старину эту ягоду называли Берсень. Берсень известен на Руси с 11 века. Берсень означает «медвежьи ветки» из-за цепкости, шипов, защищающих куст.

Другая версия происхождения названия Берсеневской набережной — от существовавшей в XVI веке берсеневой решётки, перегораживавшей улицу от «лихих людей», поставленной думным дворянином И. Н. Берсень-Беклемишевым. Так, существующая Никольская церковь в записях 1625 года именовалась «Великий чудотворец Никола за Берсеневою решёткой»

Бер — медведь; Сень (ст.‑слав. сѣнь) — крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр и укрытие. Отсюда «под сенью», под защитой. Буквально «Берсень» — Укрытие, сень Бера, а также — «Под защитой Бера». Куст берсень защищает ягоды как дух Бер.

Называть кусты крыжовником стали лишь с 17 века. Оно может быть заимствовано либо из польского языка (krzyzewnik), либо это калька немецкого слова Krisdohre (Kris — «крыж», т. е. крест; Dohre — «терн»). Крыжовник в таком варианте буквально означает «Христов терн». В русском языке это слово передано с помощью «крыж» — «католический крест» — и суффикса, использованного в близких по смыслу словах: терновник, ольховник, шиповник.

Как появилось само слово «Бер»? Из сочетания двух звуков «б» и «р» — «бр». Произнесите громко «бр», и почувствуете, что это сочетание звуков будоражит, как бы предупреждает об опасности. «Бр» — не влезай убьет! Не зря мы говорим: «Брр, какой холод!».  Звуки «брр» нас согревают, дают энергию, силу. А гласный звук «е» вставлялся между согласными, когда надо было подчеркнуть активное действие. В сочетании с будоражащим, пробуждающим «р-р-р», в слоге «ер» ощущалось активное действие. Поэтому «е» и добавлялась между согласными, чтобы его подчеркнуть. «Бер» — это активная опасность. Бер – это свирепый дух в медвежьей шкуре.  Говорят в народе: «Не буди Бера (зверя)».

БЕРегись, надев свой оБЕРег (Бер – охранитель). СБЕРечь – не дать разбушеваться Беру.

У славян «Бер» означало имя свирепого духа неукротимой стихии. Каждому духу соответствовало какое-то животное. Бер – медведь-шатун. В разбуженном раньше срока медведе просыпался буян, опасный дух стихии. Поэтому место, где медведь спал, называлось берлога (лежащий бер, место, где лежит бер-медведь).

Медведь – главный символ Берлина и изображается на гербе города с 13 века.

По-английски медведь «bear». Английское слово «bear» происходит от древнеанглийского bera и принадлежит к семейству имен медведя в германских языках, а глубже – в праславянских языках.

Слово «медведь» является общеславянским. Обратившись к этимологическому словарю, можно легко определить, что в данной лексеме два корня, которые произошли от праславянского языка: medu-/medv — «мёд» + ěd — «принимать пищу, есть». Таким образом, можно вывести буквальное значение слова «медведь» – «поедающий мед». Распространенная ошибка – выделение корней med — + věd — «тот, кто ведает медом».

Медведей очень боялись и боялись настолько, что было страшно произносить его настоящее имя из-за магического страха: имя = обладатель имени. Чтобы бер ненароком не пришел, его имя не произносили. Но при этом его надо было как-то называть. Отсюда и появилось иносказательное «медведь» — поедающий мед. А слово «бер» табуировалось и заменялось словом «медведь», хотя смысл у двух слов был одинаковый.

Медведи — могучие защитники

Наряду с волком медведь — это животное, которое лучше всего отражает дух дикой и естественной жизни. Древние народы знали и чтили его энергию, считая его символом силы и защиты.

В частности, в финской традиции медведь — это священный зверь, который, согласно мифам, считается предком всего человечества; он же является главным персонажем большинства традиционных финских обрядов.

Существуют различные мифы о сотворении медведя. По некоторым легендам, он возник из шерсти, брошенной в воду Укко — верховным богом финского пантеона. Другие мифы, напротив, говорят, что медведь был рожден высоко в небе на плечах Большой Медведицы и был спущен на землю на серебряном ремне в золотой колыбели.

Многочисленные свидетельства медвежьего культа обнаруживаются также в греко-римской, германской и кельтской мифологиях и вообще по всему античному и средневековому Западу. Есть предположения, что истоки этого поклонения берут начало в глубоком доисторическом прошлом. Вероятно, самые древние следы связи между человеком и медведем, которые относятся примерно к восьмидесятому тысячелетию до нашей эры, были обнаружены в пещере Регурду, во Франции, где ученые нашли рядом с останками неандертальца медвежьи кости.

В древнегреческих мифах медведь представал как священное животное различных богов. К примеру, Артемиду, богиню охоты и покровительницу диких животных, изображали в медвежьем обличье вместе с ее жрицами, которых иногда называли дочерями медведицы. В самом ее имени находится греческое слово arktos, то есть «медведь».

Помимо Артемиды, в древнегреческой мифологии можно найти многочисленные мифы о медведицах, вскормивших и вырастивших новорожденных младенцев, которые, повзрослев, стали героями. Среди множества примеров вспомним о Парисе, сыне троянского царя Приама.

Согласно мифу, матери Париса перед его рождением приснилось, что ее сын станет виновником падения Трои. Царь Приам, обескураженный предзнаменованием, приказал слугам убить младенца на горе Иде, когда тот появится на свет. Слугам не хватило на это храбрости, и они просто оставили новорожденного на горной вершине. Там младенца нашла медведица, которая согревала и  кормила его, пока пастухи не обнаружили ребенка и не унесли с собой.

У древнегерманских народов, которые начиная с XIX века до н. э. расселились из Скандинавии по большей части Европы, медведь считался символом силы, храбрости и непобедимости — общепризнанным тотемным животным. Он был царем зверей и леса, божеством или как минимум посредником между миром людей и миром богов, первопредком и, конечно же, воином. Для юноши сразиться голыми руками с медведем означало пройти испытание мужества, стать взрослым и получить славу великого воина. Одними из самых знаменитых воинов были берсеркеры, посвятившие себя Одину, которых также называли медведями-оборотнями: они пили кровь и ели плоть медведя, облачались в его шкуру и призывали в себя его ярость, становясь «машинами-убийцами».

Отношения между человеком и медведем, а также традиция отождествлять их имеют долгую историю, истоки которой растворяются в глубине тысячелетий.

Это любопытно

В Италии отголоски медвежьего культа до сих пор присутствуют во многих празднествах, сохранивших языческие элементы в традициях и в ритуалах. В некоторых альпийских и центрально-южных районах медведь был одним из главных персонажей карнавала.

В прошлом в отдельных регионах дрессированных медведей водили по округе и заставляли плясать на деревенских площадях. Впоследствии для сохранения традиции живой медведь был заменен человеком в маске. По поверьям, весной медведь оживал после зимней спячки и, когда вылезал из берлоги, то есть из-под земли, брал с собой и души усопших, которые во время карнавала присоединялись к повседневной жизни людей.

Берсеркер

Берсерк, Берсеркер — (скандинав. от ber — медведь и serker — рубаха, шкура, др.-сканд. berserkr) — воины из древнегерманской и древнескандинавской мифологии.

С древних времен фигура война ассоциировалась с чем-то магическим и сакральным. Воинское мужество всегда восхваляли и чествовали властители, поэти и простолюдины. Однако существуют также и образы, которые, которые олицетворяют собой только слепую ярость и разрушительность битвы: к ним относятся воины северогерманских народов — берсеркеры.

Речь идет о самой настоящей секте воинов — приверженцев Одина —верховного бога скандинавского пантеона. Их самоотречение было таким сильным, что, согласно некоторым источникам, на битву они шли, надев на себя лишь шкуру медведя — зверя, с которым часто ассоциировался образ главного скандинавского бога. Берсеркеры объединялись в отряды по двенадцать человек. Чтобы стать членом такого отряда, воин должен был пройти через тяжелые испытания и показать свое умение сражаться и защищаться, однако в те времена стать берсеркером считалось огромной честью.

Датский историк Саксон Грамматик так описывает наиболее важную и впечатляющую отличительную черту этих воинов — Berserkrgangr (или «ярость берсеркера»): перед самым началом сражения солдаты пили особый настой, ввергая себя в состояние исступленной ярости, которая оставляла их без сил после окончания битвы. В этом состоянии они превращались в зверей с единственным желанием — разорвать на части своих врагов, поэтому кидались на противника с таким остервенением и жестокостью, что действительно казались разъяренными медведями. По мнению историков, берсеркеры вводили себя в транс с помощью галлюциногенов, получаемых, например, из некоторых видов грибов, однако они использовали не только их: считается, что перед сражением они пили медвежью кровь, и этот процесс производил разрушительный эффект на их психику, вводя их в состояние слепой и неистовой ярости. Так эти воины закаляли свое тело и дух и без усилий выдерживали снег и холод, будучи обнаженными, и проявляли нечеловеческую выносливость в сражениях.

Берсеркеры и их слава были предметом большинства древних и более поздних скандинавских саг. Отдельные произведения чествуют воина-зверя, другие же, в том числе из-за влияния христианства, осуждают его как душу, обрекшую себя на вечное проклятие. Тот же Беовульф, герой одноименной поэмы, которая считается самым древним письменным произведением англосаксонской литературы, пусть и не является берсеркером, но обладает многими качествами этих воинов. Поэма рассказывает о жизни Беовульфа, будущего короля гётов, и о том, как он освободил королевство данов от чудовищного монстра Гренделя. Обуянный дикой яростью, он сразился с чудищем голыми руками, без меча и доспехов.

Любопытен также тот факт, что имя Беовульф переводится, собственно, как «пчелиный волк». Вероятно, эта игра слов означает медведя и намекает на любовь этого зверя к меду.

Многие скандинавские правители использовали берсеркеров в качестве элитных отрядов, отправляя их в битву, чтобы посеять панику среди войск противника. В «Саге о Харальде», написанной Снорри Стурлусоном, рассказывается о том, как главный герой поэмы, король Норвегии, был атакован войском англосаксонского правителя Гарольда Английского. Вместе со своими викингами Харальд приплыл из Норвегии в Британию и после ряда побед разбил лагерь на берегу реки, чтобы подкрепиться и перевести дух.

Однако войско английского короля быстро направилось к нему и после стремительного марша неожиданно для отдыхавших норвежцев появилось на противоположном берегу и переправилось через реку.

Викинги даже не успели надеть доспехи, как были атакованы противником и в спешке и ярости отступили по единственному мосту Стэмфорд-бриджу, который связывал два берега. Легенда гласит, что один из викингов, разъяренный берсеркер, встал посреди моста, чтобы задержать противников и дать время уйти своим товарищам. В одиночку, вооруженный лишь топором, он сдерживал натиск целого войска англичан, которое на узком мосту теряло свое преимущество перед лицом обезумевшего воина. Он рубил своих противников одного за другим и сбрасывал их в реку: словно щепки разлетались они под ударами его топора и кровь хлестала во все стороны. Так берсеркер бился целый час, пока англичане не пронзили его длинной пикой из-под моста.

Это любопытно

В английском и по сей день широко используется фраза to go berserk («стать берсеркером»), которая означает «потерять контроль, ослепнуть от ярости». В играх способность «Берсеркер» часто связана с силой персонажа-варвара и позволяет ему внезапно разгневаться и стать почти непобедимым. В Японии фраза «стать берсеркером» часто используется в комиксах и мультфильмах. Одна из самых важных в истории манга так и называется, «Берсеркер», и рассказывает о воине, который отличается неудержимой яростью.